Вы замечали, что иногда, переживая сильные негативные или позитивные эмоции, хочется танцевать? Выполняя работу по дому, вы начинаете пританцовывать? Бывает ли, что с кем-то в паре танец сразу получается слаженным и гармоничным, а с кем-то нужно ох как постараться?
Все это говорит о связи движения, танца с нашими чувствами, внутренними переживаниями, которые таким образом получают материальный «выход». И наоборот: с помощью специальных упражнений можно понять себя, найти опору, снизить тревожность и научиться взаимодействовать с окружающими. Этому коуч, тренер Ольга МИХАЙЛОВА учит во время специально разработанных телесно ориентированных двигательных танцевальных практик и тренингов.
Как получилось, что все сферы твоей жизни, профессиональной деятельности соединились в организацию телесно ориентированных танцевальных практик?
‒ По образованию я психолог, и моя работа все время была так или иначе связана с психологией. К тому же я всю жизнь занимаюсь танцами. Раньше эти сферы практически не пересекались, а некоторое время назад все сложилось само собой. Я осознала, что танец и тело тесно связаны с эмоциями, пониманием и принятием себя и близких. В своих практиках мне хочется перенести танец на более высокий уровень осознанности, чтобы помочь людям понять то, что разумом иногда осмыслить невозможно.
Что можно осознать через тело, его движения?
‒ Очень многое, особенно отношение к себе и в паре. Обычно на тренингах я предлагаю много парных упражнений. Когда участники начинают взаимодействовать с другими людьми, порой совсем незнакомыми, к ним приходит осознание вещей, ранее, вроде бы, понятных, но не до конца прочувствованных. Например, есть упражнение про жизненные ритмы. Нам иногда кажется, что тот темп, в котором мы ежедневно существуем, нормальный. А то, что происходит у других, не совсем нормально – слишком быстро или, наоборот, медленно. Перенося эти чувства в реальность упражнения, выполняемого под музыку, я стремлюсь привести участников к такому выводу: что комфортно для меня, другому человеку может показаться не совсем удобным. Но суть в том, чтобы через танец, движения, ритмы учиться находить общий язык, точки соприкосновения для создания чего-то общего, значимого для обоих участников пары.
Это же рецепт счастливой семейной жизни: танцевать вместе и синхронно!
‒ Да! И я это доказала на примере своей личной жизни. Я уже дважды была замужем, а мои настоящие отношения начались именно с танцев. Танцевальные практики и работа со своим телом учат понимать свои желания и потребности, помогают взаимодействовать и принимать друг друга.
Все, что происходит на тренингах и о чем ты сейчас говоришь, кому-то действительно поможет. Но обязательно найдутся люди, которые с недоверием отнесутся к такому подходу…
‒ Ко мне приходят люди, готовые к чему-то новому. Участники тренингов хотят лучше понять себя, почувствовать свое тело, разобраться в каких-то жизненных ситуациях. Я ничего не навязываю, не даю установок, даже не объясняю. Участники сами должны прожить этот опыт, прочувствовать и сделать свои выводы. Я не сталкивалась с негативными реакциями и комментариями в свой адрес.
А были случаи, когда участницы открыто говорили: нет, мне этот подход точно не помогает, не нравится?
‒ Такого не было. Случалось, что девочки были не совсем готовы эмоционально: плакали, закрывались, рассказывали о старых травмах, неожиданно ставших актуальными. Но я понимаю, что кто-то не примет мою практику, ведь нельзя нравиться абсолютно всем.
Уже есть более-менее стабильная группа, которая время от времени собирается на занятиях? И в целом как бы ты описала посетителя своего тренинга?
‒ В основном это девушки, женщины в возрасте от 30 до 40‒45 лет. Иногда приходят и мужчины. Участницы абсолютно разные, у них может быть семья и дети, они могут быть одиноки или в разводе. Но есть одна общая черта –практически все они по жизни самодостаточны, амбициозны, имеют свой бизнес, успешную карьеру. Формировалась группа постепенно, в основном из моих знакомых, по рекомендациям друзей.
Как движение отражает внутреннее состояние человека? По тому, как человек двигается, ты можешь понять, какие чувства, эмоции им управляют?
‒ Можно понять, доверяет ли человек себе, мне, группе. Удалось ли ему расслабиться. Готов он к контакту или пока нет. Это, наверное, основное, что понимаешь сразу. Я стараюсь не давить, не торопить, даю время участницам самим выработать свой темп, формат взаимодействия со мной и в группе. Замечаю, что те, кто ко мне приходит более-менее постоянно, меняются. По движению, взаимодействию вижу, что они раскрепощаются, начинают себя лучше чувствовать, легче входят в контакт с другими людьми, доверяют себе и партнеру в рамках упражнений. Ведь часто в том, как мы выстраиваем границы при коммуникации, кроются проблемы во взаимоотношениях с друзьями, коллегами, родителями, партнерами. Мы привыкли либо слишком сильно доверять и страдать из-за этого, либо наоборот слишком дистанцироваться от окружающих – и снова же страдать от этого. На занятиях мы учимся искать баланс дистанции‒доверия, его можно почувствовать именно через тело, свои ощущения.
На книжном рынке, в интернете можно найти множество практических пособий по выстраиванию взаимоотношений. Как не потеряться в этом разнообразии весьма спорной информации?
‒ Важно полагаться на свои ощущения. Если вы что-то читаете, и это кажется рациональным, возможным, то нужно пробовать. Это же как с человеком: если при знакомстве вы чувствуете некоторую схожесть, априори немного друг другу доверяете, то можете попытаться наладить отношения.
Ты как-то работаешь с собой, чтобы усилить, закрепить эффект упражнений? Я заметила, что во время тренинга ты словно становишься другой: меняется голос, поведение…
‒ Специально я этому не училась и не учусь. Хотя именно над голосом я работала во время занятий вокалом, прорабатывала свои психологические травмы. На тренингах делаю голос таким, чтобы он в первую очередь расслаблял меня, когда говорю, давал равновесие. Предполагаю, что нечто подобное происходит и с участниками.
Насколько важна атмосфера именно занятия в группе или можно включить ролик в YouTube и эти же упражнения выполнить дома самостоятельно?
‒ В домашних условиях выполнять упражнения можно, они не слишком сложные. Но мне кажется, что должного эффекта в одиночестве достичь не получится. Групповая динамика, взаимодействие, когда все вовлечены и включены в общее дело, создают особую энергетику. Группа становится целостным организмом. Я заметила, что, даже примерно повторяя программу тренинга, результат получается каждый раз новый – в занятиях участвуют разные люди.
Как ты составляешь программу тренинга, где ищешь новые упражнения, приемы?
‒ Читаю много книг, выбираю из разных источников в первую очередь то, что во мне самой откликается, практикую, пробую выполнять упражнения сначала сама, затем «тестирую» их на родных и близких. Признаюсь, некоторые упражнения придумываю сама во время подготовки, а некоторые, как пазл, складываются непосредственно на тренинге. Я отношусь к этому процессу как к творчеству. Но главное, конечно, ‒ не навредить, а дать ресурс и поле для работы участников.
Можешь назвать несколько базовых упражнений на каждый день, которые хорошо работают для снижения тревожности, успокаивают, помогают отвлечься от плохих новостей?
‒ Да, такие есть. Это, например, упражнение «Опора»: нужно стать на пол, поставив ноги на ширине плеч, стопами прочувствовать поверхность пола. Можно немного согнуть ноги в коленях, расслабиться и под музыку или свой собственный ритм в голове некоторое время раскачиваться, дышать, при этом концентрируя внимание на ощущениях в стопах, надежно стоящих на полу, перенося их на чувство внутренней опоры, поддержки самому себе.
Хорошая практика, которую можно условно назвать «Напряжение»: нужно сильно напрячь тело, резко его расслабить и попробовать упасть на пол в расслабленном состоянии. Больно не будет; важно довериться себе, ощутить свое тело в расслаблении.
Были мысли оформить свои наработки в авторский курс или книгу, посвященную телесно-танцевальной практике?
‒ Книгу начала писать, но она пока не об этом (смеется). Пока думаю разработать постоянный курс занятий.
Наблюдаю такую тенденцию среди своих знакомых: юристы, преподаватели, художники, искусствоведы, уже состоявшиеся в своей профессии, получают психологическое образование. Кто-то практикует как гештальт-терапевт и превращает это в основное занятие, а кто-то просто использует новые знания для повышения профессионализма. Это явление положительное или настораживающее?
‒ Принято считать, что хорошими психологами становятся те люди, которые идут в профессию уже после проработки своих собственных проблем, вопросов. Через решение сложностей приходит осознанность, понимание готовности помогать другим. Я сама ничего плохого в этой тенденции не вижу: сфера психологической помощи разного характера и уровня у нас в стране сейчас активно развивается. Если есть потребность получить знания, образование, которые помогут жить качественнее, то это только на пользу всему обществу. Если вы находитесь в каком-то жизненном тупике, не можете разобраться в себе, важно развивать себя с разных сторон. Попробуйте изучать себя, например, через тело, голос, медитацию, рисование. Я убеждена, что танец и движение – богатый ресурс, который дает много информации и опыта для понимания себя и своего взаимодействия с другими.
Беседовала Марина Веселуха
Фото из личного архива Ольги