Татьяна Забавская – совершенно невероятная мама восьмерых детей. Старшей дочери Юле в этом году исполнилось 30, двойняшкам Веронике и Насте – 29, Алине – 25, Элеоноре – 16, Диме – 12. Есть в семье и двое приемных детей – Андрею сейчас 12 лет, а Артему – 10. Кроме того, две старшие дочери уже тоже стали многодетными мамами, и у Татьяны семеро внуков – шесть мальчиков и одна девочка. В День матери Татьяна Забавская рассказала о радостях и трудностях материнства.
Татьяна Забавская. Фото из личного архива.
Приемные дети
Когда у меня родился Дима, разница со старшей сестрой у него составляла 18 лет. И он рос в такой любви и обожании своих старших сестер, что я немножко испугалась, а сможет ли он вырасти настоящим мужчиной, таким, который понимает, что жизнь – это не только хорошее. И тогда я подумала о том, что раз у меня неплохо получается растить детей, то можно вырастить еще парочку тех, которые оказались на обочине жизни. И было решено, что мы возьмем из детдома мальчика примерно такого же возраста, как и мой сын. Так у нас появился Артем, которому на тот момент было почти 2 года. Этот ребенок показал мне жизнь совсем с другой стороны, потому что он был совсем не такой, как мои дети. Тем не менее, период адаптации мы прошли, и все было неплохо.
Татьяна с сыновьями Димой, Андреем и Артемом 1 сентября. Фото из личного архива.
А потом осенью я оформляла документы в исполкоме и встретилась с мамой, которая мне рассказала, что месяц назад она взяла из приюта ребенка, месяц он жил в ее семье, что-то не сложилось и теперь она его возвращает. Меня это так тронуло, что я потеряла покой, я перестала спать, перестала есть. Я все время представляла себе этого ребенка, которого сначала изъяли из семьи, поместили в приют, оттуда забрали в другую семью, а потом снова возвращают в приют. И я поехала на него посмотреть. Я зашла в спальню, дети как раз проснулись и стали наперебой мне что-то рассказывать. А один мальчик сидит на кровати, и я вижу только его глаза – огромные карие глаза, такие печальные, и такая в них безысходность. И он сидит, молчит. У него была непомерно большая голова, маленькие плечи, впалая грудь, вываленное пузико, короткие, кривоватые ножки. И он не разговаривал. Вообще. И я поняла, что он никому не нужен будет никогда. А я смотрела на него и понимала, что хочу, чтобы он был счастлив. На тот момент Андрею было 5 лет. Я пока не могла решить, что делать, и для начала оформила гостевую семью – это когда берешь ребенка на выходные. Я брала его на одни выходные, на вторые, а на третьи меня пригласили к директору приюта и сказали, что по правилам ребенок может находиться в приюте только полгода. После этого его должны либо вернуть в прежнюю семью, либо в приемную, либо в детский дом. И вот это был тот случай, когда Андрея надо было возвращать в детский дом. А я уже не могла его отдать, потому что видела, что когда он попадает к нам, он как будто оттаивает.
Андрей и Артем на рыбалке на море. Фото из личного архива.
Сейчас Андрей внешне не отличается от своих сверстников, но у него есть трудности в обучении. Он учится в интегрированном классе и показывает лучшие результаты. Андрей начал говорить, адаптировался, он очень коммуникабельный и умеет дружить.
Сложности воспитания
Я даже не могу сказать, есть ли в этом сложность. Это сложность скорее для людей, которые смотрят со стороны. Им кажется, что очень сложно организовать, прокормить, содержать такое количество детей. Причем всем почему-то кажется, что сложнее всего именно прокормить. По личному опыту скажу, что прокормить можно любое количество детей. Хотелось бы только, чтобы помимо еды они в жизни еще что-то ценили, чему-то радовались. В моем случае обязательны хорошая школа, иностранный язык и музыкальная школа.
Все мои старшие дети получили высшее образование: три мои дочери – программисты, одна – экономист. Эля сейчас учится в колледже бизнеса и права. Все мои дети окончили музыкальную школу: девочки по классу фоно, Дима учится по классу гитары, Андрюша и Тема – на духовых инструментах. Причем выбирала я осознанно – мальчишки мне достались по здоровью отличающиеся от моих детей, больше всего опасений у меня вызывал Андрей с его странным телосложением, поэтому ему духовые хороши для того, чтобы развивать грудную клетку. А у Артема инвалидность, он вынужден ходить на костылях, рекомендация это пожизненная, поэтому «дыхалка» ему тоже нужна.
Кроме того, все мои мальчишки с 5 до 7 лет занимались в бойцовском клубе, ходили в бассейн – два года занимались плаваньем, год – прыжками в воду с вышки. В результате физическую базу мои мальчики получили, а сейчас мы всячески развиваем мозги. Я та мать, которая не дает расслабиться.
А по части организовать, то дети с раннего возраста приучены к тому, что каждый за что-то отвечает. Например, мы практикуем дежурства, на кухне висит расписание, кто, что и когда делает. Не факт, что делают от и до, но факт, что ответственность есть. Ответственность убирать в квартире, ответственность складывать свои вещи. Если этого не будет, одна мама не в состоянии делать все одна. И будет либо вечный бардак, либо уставшая вусмерть мама.
Сын Андрей. Фото из личного архива Татьяны.
С одним ребенком ты можешь носиться, как курица с яйцом. Когда у тебя двое детей, ты как будто рвешься на части – страдаешь от того, что теперь старшему уделяешь меньше внимания. А когда у тебя трое детей, ты понимаешь, что не можешь все контролировать. И тогда ты отпускаешь и делаешь только необходимое. А поскольку я практически сразу стала мамой троих детей, я быстро поняла: надо, чтобы каждый что-то делал. Я никогда не помогала дочерям с уроками. И каким-то очень удачным оказался у меня этот женский проект. С мальчишками мне посложнее. Кажется, мальчики не такие организованные. Тем не менее, своя зона ответственности есть у каждого, даже у Артема, который на костылях. В этом году мы благоустроили ему балкон – мечта всех мальчишек: теплый пол, уютный интерьер и он там единственный хозяин. Хозяин – значит должен убирать. И в отношении его я постоянно подчеркиваю, чтобы он никогда не думал давить на жалость, он такой же полноценный человек, как и все.
«Прокормить»
У меня была лайтовая жизнь – дети ходили в сад и в школу, там они и ели. А в выходные мы или ездили к бабушкам, или готовили вместе с детьми в виде развлечения. Мои дети никогда не отказывались помогать. Я любой обед на любое количество моих родных людей – а на сегодняшний день их 23 – могу приготовить за час, если рядом у меня есть руки, которые чистят картошку и нарезают отварные овощи.
Семейный ужин. Фото из личного архива Татьяны.
Наша самая большая кастрюля на 3 литра. И по опыту я скажу, что если суп остается на завтра, то вряд ли его кто-то будет есть. Вчерашняя еда у нас редкое явление, поэтому я не готовлю на два дня, на неделю.
Часто бывает, что по вечерам у меня за столом собирается очень много людей: 6–7 детей, взрослые. В соседней квартире живут внуки, часто я забираю их вечером из сада, потом из школы приходят Юлины дети, и все у меня тусят. Но в этом случае я не готовлю ничего экстраординарного. Самое сложное – это котлеты или сырники, а так у нас очень демократичные макароны с сосисками. Правда, обязательно должен быть салат, так что овощи придется нарезать.
Я работаю педагогом-психологом в школе №199 города Минска, и иногда родители приходят на консультации после рабочего дня, и тогда я могу задержаться. Или когда я хожу в танцевальную студию, я поздно возвращаюсь домой. В таких случаях мои мальчишки могут сами приготовить себе ужин. Можно, конечно, бросить в меня камень и сказать: «что же ты за мать такая, что не встала в шесть утра и не приготовила». Но я считаю, что если ребенок научится быть автономным, научится заботиться о себе сам, то он ни от кого не будет зависеть. То есть какие-то элементарные для жизни вещи дети должны уметь сейчас. Это не значит, что я укорачиваю им детство, это значит, что я их приучаю к самостоятельности и независимости.
Личная жизнь
Про личную жизнь я только последнее время начала вспоминать, потому что поняла, что очень сильно устаю. Изначально я пыталась многое делать сама, а сейчас мне кажется надо смиряться с тем, что что-то сделают другие. Возможно не так, как мне хочется, но дело будет сделано. Я начала периодически проходить какие-то марафоны в тренинг-клубах, два раза в неделю посещаю танцевальную студию. Сейчас готовится к выпуску моя книга детских стихов.
Татьяна с супругом. Фото из личного архива.
Я уверена, что у женщины должна быть работа и статус человека, которого еще где-то уважают, независимо от количества детей в семье. Мне кажется, что в любом обществе быть просто мамой недостаточно, как-то это не ценится.Первое образование у меня филологическое, а второй диплом психолога я получила в 35 лет.
Семейные традиции
Новый год – это всегда гигантское действо. Старшие дети встречают его у себя дома, а после часа ночи приезжают к нам. У нас под елкой всегда гора подарков, ведь у меня восемь детей, три зятя, семь внуков! На Пасху мы обязательно вместе печем булки, красим яйца и утром идем в церковь. Не потому, что мы очень верующие люди, а потому что очень приятно, когда такой праздник и вся семья собирается вместе. Летом любим всей семьей выезжать на дачу. Это дом, построенный родителями. Для проживания, особенно с детьми, он не очень пригоден. Зато там большая территория, огромный батут (больше трех с половиной метров), качели, песочница, мангал, большая палатка, при желании можно установить бассейн – он такой же большой, как и батут. Ездить туда на выходные для детей – счастье.
Дочь Юля с мужем и детьми. Фото из личного архива
Еще у нас есть традиция каждый год ездить на море. Мы начали эту практику, когда старшим девочкам было лет по 4-5 и вот уже около 25 лет мы ездим в одно и то же место, на Азовское море. Наш автомобиль отлично для этого приспособлен – у нас микроавтобус.
Есть и маленькие ежедневные традиции – например, вечерние чаепития. Элечка учится во вторую смену, папа наш работает водителем автобуса, поэтому в это время он или спит, потому что ему вставать в четыре утра, или еще не пришел с работы. Поэтому я и трое мальчишек садимся за стол и за чаем с печеньками рассказываем друг другу о том, как прошел наш день, что хорошего случилось.
Взаимопомощь и взаимовыручка
Проводить с детьми круглые сутки много лет подряд – это тяжело. Но у нас все-таки есть возможность иногда побыть без детей, потому что есть мама и сестры. Они мне звонят: «Мама, можно мы на кофе?» Да без проблем! Когда вокруг тебя куча детей, они не вредничают и не пакостят, играют друг с другом и смотрят друг за другом. Если вдруг случается что-то внештатное, дети прибегают и рассказывают. При этом мои девчонки могут прихватить с собой мою маму, показать ей что-то, чего она не видела и куда она одна не пошла бы. Или звонят: «Мам, ты прошлый раз с нами не ходила – собирайся». И тогда с детьми сидят зятья.
Татьяна с внуками. Фото из личного архива.
Важно иметь возможность взять передышку, "подкинуть" кому-нибудь детей и пару-тройку часов провести наедине с собой, полежать в ванной, посмотреть сериальчик. Для всех мам это катастрофически важно, потому что не только усталость накапливается. Накапливается раздражительность, недовольство жизнью, много чего накапливается. И под рукой у тебя никого, кроме твоих детей. Чаще всего, будем честными, взрослые срываются именно на них. Поэтому когда ты понимаешь, что точка кипения близко, надо пользоваться помощью. Я сама всегда с удовольствием отпускаю дочерей на свидание с мужьями. Это вообще святое.
Отношение общества к многодетным
Отношение к многодетным семьям у нас как к потребителям. Моему мужу часто говорили: «Вы на халяву квартиру построили». На что мой муж отвечал: «Квартиру дают один раз в жизни, а детей я кормлю каждый день. И никто тебе не запрещает точно так же поступить. Ты можешь себе это позволить? А я могу». И чем нестандартнее ты будешь отвечать, тем лучше. Но это сейчас. А когда мне было лет 20 – 25, мне было очень больно от таких замечаний. Я очень сильно плакала, когда слышала вот это «наплодили детей, чтобы получать бесплатное питание, бесплатные квартиры». Не надо начинать оправдываться и начинать объяснять, что я ращу тех, кто будет вам пенсию обеспечивать. Достаточно сказать, что при желании вы можете все то же самое получать.
Штамп, что многодетные семьи – неблагополучные, иногда себя оправдывает. Но я думаю, что дети, которые растут в многодетной семье, более адаптивны к дальнейшей жизни.
Девичник Алины с сестрами и мамой Татьяной. Фото из личного архива.
Однажды мои девочки пришли и сказали: «Мама, мы решили, что у нас будет трое детей, потому что это лучше всего! Они не будут воевать, а будут дружить». Я посмеялась:) А жизнь показывает, что именно такой выбор они и сделали.
Текст: Анастасия Шунто