На начальном этапе пандемии было разумно ожидать, что SARS-CoV-2 (вирус, вызывающий COVID-19) может просто исчезнуть, поскольку исторически некоторые пандемические вирусы просто исчезли. Но изменились ли прогнозы ученых? Пишет theconversation.com.
Сара Сойер, профессор молекулярной, клеточной биологии и биологии развития; Артуро Барбачано-Герреро, научный сотрудник по вирусологии; Коди Уоррен, научный сотрудник по вирусологии и иммунологии — специалисты из Университета Колорадо в Боулдере ответили на главные вопросы о будущем SARS-CoV-2.
Что определяет, какие вирусы становятся эндемичными?
Конечная судьба вируса зависит от того, насколько хорошо он поддерживает свою передачу. Вообще говоря, вирусы, которые очень заразны, то есть очень хорошо передаются от одного человека к другому, могут никогда не исчезнуть сами по себе, потому что они так хорошо умеют находить новых людей для заражения.
Когда вирус впервые попадает в популяцию без иммунитета, его заразность ученые определяют с помощью простого математического термина R0. Число репродукций вируса показывает, сколько людей в среднем заражает каждый инфицированный человек. Например, первый SARS-CoV имел R0 около 2, что означает, что каждый инфицированный человек передает вирус в среднем двум людям. Для дельта-варианта штамма SARS-CoV-2 R0 составляет от 6 до 7. Учитывая высокую трансмиссивность дельта-варианта, проблема уничтожения вируса будет намного сложнее, а это означает, что вирус с большей вероятностью станет эндемичным, то есть будет присутствовать в человеческом обществе постоянно.
COVID-19 когда-нибудь уйдет?
Понятно, что SARS-CoV-2 очень успешно находит новых людей для заражения и что люди могут заразиться после вакцинации. По этим причинам не ожидается прекращения передачи этого вируса. Он распространяется по воздуху и эффективно передается, когда люди собираются вместе. Важнейшие меры общественного здравоохранения, такие как использование масок и социальное дистанцирование, сыграли ключевую роль в замедлении распространения болезней. Однако любое несоблюдение этих мер общественного здравоохранения может иметь ужасные последствия.
Фактически, наша собственная работа показала, что всего 2% людей, инфицированных COVID-19, несут 90% вируса, циркулирующего в сообществе. Эти важные «суперносители» оказывают непропорционально большое влияние на заражение других. Наконец, вспомним тех, кто болеет бессимптомно – это примерно половина всех случаев заражения COVID-19. В сочетании с широким диапазоном времени, в течение которого люди могут быть заразными – за два дня до и 10 дней после появления симптомов, – это дает много возможностей для передачи вируса.
Но наша неспособность искоренить вирус не означает, что вся надежда потеряна.
Постпандемическое будущее будет во многом зависеть от того, как вирус будет развиваться в ближайшие годы. SARS-CoV-2 – это совершенно новый человеческий вирус, который все еще адаптируется к своему новому хозяину. Со временем мы можем увидеть, что вирус станет менее патогенным, подобно четырем коронавирусам, вызывающим простуду, которые представляют собой не более чем сезонную неприятность.
Глобальные программы вакцинации окажут наибольшее влияние на сдерживание новых случаев заболевания.
Как мы узнаем, что SARS-CoV-2 уже стал эндемическим вирусом?
Четыре сезонных коронавируса уже циркулируют среди людей эндемично. Они имеют тенденцию повторяться ежегодно, обычно в зимние месяцы, и поражают детей больше, чем взрослых. Вирус, вызывающий COVID-19, еще не укоренился в этих предсказуемых закономерностях и вместо этого непредсказуемо вспыхивает по всему миру способами, которые иногда трудно предсказать.
Как только частота SARS-CoV-2 стабилизируется, мы можем назвать это эндемическим заболеванием. Но этот переход может выглядеть по-разному в зависимости от того, где вы находитесь в мире. Например, страны с высоким охватом вакцинами и обильными бустерами могут вскоре столкнуться с предсказуемыми всплесками COVID-19 в зимние месяцы. Напротив, непредсказуемые эпидемии могут сохраняться в регионах с более низким уровнем вакцинации.
Источник: